Субъекты малого и среднего предпринимательства

Малый бизнес в ХимкахУсловия, по которым коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей можно разделить на субъекты малого и среднего предпринимательства, определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Главными критериями являются величины суммы выручки и средней численности работников организации, которые не должны превышать установленные законодательством предельные значения.

Ниже представлены все условия признания компании субъектом малого предпринимательства.

1. По долям участия (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ):

Коммерческие организации и потребительские кооперативы, суммарная доля участия в которых государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25 процентов (за исключением активов акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат следующим учредителям (участникам) таких организаций:

  • бюджетным научным учреждениям;
  • научным учреждениям, созданным государственными академиями наук;
  • бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования;
  • образовательным учреждениям высшего профессионального образования, созданным государственными академиями наук.

2. По средней численности (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ):

Коммерческие организации, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предыдущий календарный год не превышает:

  • 15 человек – для микропредприятий;
  • 16–100 человек – для малых предприятий;
  • 101–250 человек – для средних предприятий

3. По средней выручке (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ)

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предыдущий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. На 2013−2017 годы установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС:

  • 60 млн руб. – для микропредприятий;
  • 400 млн руб. – для малых предприятий;
  • 1000 млн руб. – для средних предприятий

Примечания:

  • Субъект малого бизнеса утрачивает свой статус только в том случае, если в течение двух календарных лет подряд сумма выручки от реализации и (или) средняя численность работников превышают установленные предельные значения (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
  • В течение года, в котором вновь созданные организации и предприниматели были зарегистрированы, они определяют показатели средней численности сотрудников, выручку или балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за период с момента их государственной регистрации до конца года (ч. 5 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
  • Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ (ч. 7 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
  • В расчет принимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, оцениваемая по правилам бухгалтерского учета (ч. 8 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности, могут предусматриваться следующие меры (ст. 7 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ):

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;
  • упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  • особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки (ст. 8 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Порядок ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время разработаны меры по развитию инвестирования и расширению масштабов инновационной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Соответствующий правительственный законопроект внесен в Госдуму.

Предлагается увеличить порог участия иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства с 25% до 49%. По данным ФНС России, по состоянию на 1 января 2014 года в России зарегистрировано 45 719 юридических лиц, суммарная доля в уставном капитале которых принадлежит иным юридическим лицам – российским организациям и составляет от 25% до 49%, а также 4804 юридических лица, суммарная доля в уставном капитале которых принадлежит иным юридическим лицам – иностранным организациям и составляет от 25% до 49%.

Кроме того, законопроектом предусмотрено наделение статусом субъекта малого и среднего предпринимательства:

  • организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в инновационном центре «Сколково» без учета доли участия в уставном капитале таких организаций иных юридических лиц (как иностранных, так и российских);
  • юридических лиц, доля участия в уставном капитале которых включена в состав общего имущества инвестиционного товарищества (вне зависимости от размера такой доли).

Также планируется исключить требования к периодичности установления Правительством РФ предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Напомним, что по действующему законодательству такие предельные значения выручки и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Отмечается, что это позволит Кабинету Министров своевременно принимать решения в отношении предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства в целях учета изменений в экономической конъюнктуре в стране.
Предполагается, что принятие законопроекта приведет к росту количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 1%, что, в свою очередь, будет сопровождаться увеличением численности занятых, объема оборота и объема инвестиций в основной капитал на малых и средних предприятиях.